Решение Верховного суда: Определение N ВАС-6014/10 от 26.05.2010 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор

111_147125

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче дела в Президиум

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-6014/10

Москва 26 мая 2010г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, г. Таганрог о пересмотре в порядке надзора решения от 16.04.2009 по делу № А53- 2746/2009 Арбитражного суда Ростовской области, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.01.2010 по тому же делу по заявлению Комитета по управлению имуществом г. Таганрога (далее - комитет) к Управлению Роснедвижимости по Ростовской области в лице Территориального отдела № 20, г. Таганрог (далее - управление) о признании незаконным его решения от 26.12.2008 № 58/08-3532 и обязании управления поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 10 001 кв. м, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Вишневая, 15/8.

Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/

(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Третьи лица, участвующие в деле: Министерство обороны Российской Федерации в лице Ростовской-на-Дону квартирно эксплуатационной части района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области.

Суд установил:

решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 решение суда от 16.04.2009 отменено, в удовлетворении требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 22.01.2010 постановление апелляционного суда от 12.10.2009 оставил без изменения.

Заявитель – комитет просит отменить оспариваемые судебные акты полагая, что нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела Заявитель считает, что в связи с передачей в муниципальную собственность жилого дома, находящегося на территории военного городка, его обращение в орган, осуществляющий кадастровый учет земельных участков, с заявлением о постановке на учет сформированного при выделе из земель обороны земельного участка под этим жилым домом правомерно, а отказ управления в постановке данного земельного участка на кадастровый учет необоснован.

Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 822-р и решения Городской Думы г. Таганрога от 09.08.2001 № 147 в муниципальную собственность г. Таганрога переданы объекты коммунально-бытового назначения, находившиеся на балансе ФГУП «325 Авиационный ремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации, расположенные в г. Таганроге, в том числе жилой дом по ул. Вишневой, 15/8 общей площадью 3 555,6 кв. м который находится на территории военного городка в пределах общего земельного участка с кадастровым номером 61:58:0274:0005 площадью 289 563 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

Часть квартир в указанном доме является муниципальной собственностью, в связи чем комитет после утверждения проекта границ земельного участка общей площадью 10 001 кв. м, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Вишневая, 15/8, обратился в управление с заявлением о постановке на кадастровый учет этого участка.

Решением от 26.12.2008 № 58/08-3532 управление отказало в учете указанного земельного участка ввиду отсутствия в числе документов приложенных к заявлению, согласия собственника участка на его раздел (пункты 2, 3 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») и оформленного единого описания.

Доводам комитета о том, что в данном случае произошло выделение земельного участка под жилым домом в связи с передачей его в муниципальную собственность из состава земельного участка 61:58:0274:0005 общей площадью 289 563 кв. м, поэтому при надлежащем формировании такого земельного участка на основании части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) он вправе был обратиться с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, судами апелляционной и кассационной инстанций дана правовая оценка.

Согласно части 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Вместе с тем, суды указали, что в соответствии с частью 1 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Поскольку муниципальное образование и Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации не являлись участниками долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:58:0274:0005 общей площадью 289 563 кв. м, и при осуществлении кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом и элементы его благоустройства фактически сформирован новый объект прав - земельный участок площадью 10 001 кв.м, права на который возникают у муниципального образования в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и в этом случае прекращается право федеральной собственности на указанный участок, необходимо согласование границ смежного землепользования собственниками таких земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах законодательства.

Анализ доводов, приведенных в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Кодекса.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела № А53-2746/2009 Арбитражного суда Ростовской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов отказать Председательствующий ______________ В.Б.Куликова судья Судья ______________ Е.Е. Борисова Судья ______________ А.М. Медведева


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 11.5 ЗК РФ