Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-4915 от 06.06.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

79014_820407

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-КГ16-4915

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 06.06.2016

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2016 по делу N А60-10932/2015 Арбитражного суда Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" (далее - общество "Компания "ВИМАКС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга (далее - департамент) о продлении срока рассмотрения обращения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) от 14.11.2014 N 17-01-81/7766нз о подготовке схемы расположения земельного участка площадью 5674 кв. м. на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0401057, выраженного в письме от 19.12.2014 N 21.13-15/002/5465; признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в несовершении в месячный срок действий, связанных с утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка площадью 5674 кв. м. на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0401057 по обращению министерства от 14.11.2014 N 17-01-81/7766нз; возложении обязанности на департамент и администрацию, а в случае процессуального правопреемства - министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Компания "Вимакс" путем совершения действий по подготовке, утверждению и выдаче обществу "Компания "ВИМАКС" схемы расположения земельного участка площадью 5674 кв. м. на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0401057 в соответствии с заявлением от 24.10.2014 N 24-10/10/14 и обращением министерства от 14.11.2014 N 17-01-81/7766нз; о признании в порядке восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и законных интересов заявителя, за обществом "Компания "Вимакс" права на рассмотрение заявления от 24.10.2014 N 24-10/10/14 в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения заявленных требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство.

Решением суда от 03.06.2015 заявленные требования удовлетворены Признано недействительным решение Департамента о продлении срока рассмотрения обращения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 17-01-81/7766нз от 14.11.2014, оформленное письмом от 19.12.2014 N 21.13-15/002/5465; признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в несовершении в месячный срок действий, связанных с утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка по обращению министерства N 17-01- 81/7766нз от 14.11.2014; суд обязал министерство в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации совершить действия по подготовке утверждению и выдаче обществу "Компания "ВИМАКС" схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 5674 кв. м. на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0401057 на основании заявления от 24.10.2014 N 24-10/10/14 и обращения министерства от 14.11.2014 N 17-01- 81/7766нз в месячный срок со дня вступления в силу данного судебного решения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2016 постановление суда апелляционной инстанции от 14.09.2015 отменено, а решение суда первой инстанции от 03.06.2015 изменено. Суд округа изложил резолютивную часть решения следующим образом: признать недействительным решение Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга о продлении срока рассмотрения обращения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14.11.2014 N 17-01- 81/7766нз, оформленное письмом от 19.12.2014 N 21.13-15/002/5465. Признать незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга, выразившееся в несовершении в месячный срок действий, связанных с утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка по обращению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14.11.2014 N 17-01-81/7766нз.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество "Компания "ВИМАКС" просит отменить постановление суда округа от 29.01.2016 в части отказа в возложении на уполномоченные органы обязанности и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, оставить в силе решение Арбитражного суда Свердловской области 03.06.2015

По мнению заявителя при рассмотрении настоящего дела не имеет значение то обстоятельство, что заявитель оспаривает бездействие заинтересованных лиц, допущенное по заявлению общества от №24-10\10\14 от 24.10.2014,поданному в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, которая утратила силу с 01.03.2015,поскольку утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории действующими на момент рассмотрения спора нормами законодательства допускается (ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации), а следовательно, может быть применено в качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.

С 01.03.2015 Земельный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ « О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».В силу п.3 ст.11.10 ЗК РФ,ст.39.2 ЗК РФ и с учетом положений ст.ст.9-11 ЗК РФ в действующей на момент рассмотрения спора редакции полномочиями по подготовке схемы расположения земельного участка обладает т от исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В настоящее время полномочиями по предоставлению земельных участков право государственной собственности на которые не разграничено расположенных на территории МО «город Екатеринбург»,обладает МУГИСО следовательно, оно же осуществляет полномочия по подготовке и утверждению схем таких земельных участков.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по рассмотрению обращения ООО «Компания ВИМАКС» об изготовлении схемы расположения земельного участка площадью 5674 кв.м. на кадастровом плане территории в квартале 66:41:94010057 на компетентный орган, то есть на МУГИСО.

По общему правилу ,если по заявлениям о предоставлении земельных участков для строительства зданий, сооружений, а также для целей, не связанных со строительством, уполномоченным органом до 01.03.2015, перечисленные в части 1-3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171- ФЗ « О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения(действия не были приняты (осуществлены),предоставление земельных участков осуществляется по правилам Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона №171-ФЗ.

ООО «Компания «Вимакс» обратилось с заявлением о предоставлении о предоставлении земельного участка в аренду после 24.06.2014, то есть после опубликования Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ.Названный закон не ограничивает права заявителей сроком на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в период с 24.06.2014 по 01.03.2015.

В то же время согласно п.4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации ( в редакции, действовавшей до 01.03.2015) орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Земельное законодательство, действовавшее с 24.06.2014 по 01.03.2015 допускало возможность обращения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в указанный период. Обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в месячный срок носила императивный характер и не была поставлена в зависимость от усмотрения уполномоченного органа.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из судебных актов, общество "Компания "ВИМАКС" 24.10.2014 обратилось в министерство с заявлением N 24-10/10/14 о предоставлении для целей, не связанных со строительством - для размещения некапитальных объектов связи в собственность за плату земельного участка предполагаемым размером 5674 кв. м. из состава свободных от прав третьих лиц земель кадастрового квартала 66:41:0401057 в г. Екатеринбурге.

Заявление принято уполномоченным органом к рассмотрению 24.10.2014. Министерство в рамках реализации собственных полномочий по владению неразграниченными земельными участками на территории муниципального образования "город Екатеринбург" направило администрации обращение от 14.11.2014 N 17-01-81/7766нз о подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка с вышеуказанными характеристиками.

Заявитель, указывая, что действия по подготовке и утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренные п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществлены органом местного самоуправления в месячный срок не были, и полагая, что указанное бездействие является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей до 01.03.2015, пришел к выводу о незаконном бездействии администрации, выразившегося в нерассмотрении в месячный срок обращения министерства от 14.11.2014 N 17-01-81/7766нз, что нарушило права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку в силу п. 3, 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) с 01.03.2015 полномочия по подготовке и утверждению схем расположения земельных участков возникли у министерства, суд возложил соответствующую обязанность на министерство.

Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводом суда первой инстанции о том, что обязанности, предусмотренные п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату обращения общества, администрацией и департаментом не выполнены, отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что избранный заявителем способ защиты права не может обеспечить восстановление такого права, так как Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу с 01.03.2015; с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков, что не может нарушать прав заявителя.

Отклоняя доводы заявителя о необходимости применения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в законную силу названного Федерального закона, суды апелляционной и кассационной инстанций обоснованно исходили из того что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду после 24.06.2014, то есть после опубликования Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ в случае если до дня вступления в силу названного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что до дня вступления в силу названного закона схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления не подготовлена и не утверждена.

Поскольку Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу с 01.03.2015, и с этого момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков, возможность выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном вышеуказанной статьей, после 01.03.2015 законом не предусмотрена (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), суды апелляционной и кассационной инстанций правомерно указали , что на заинтересованных лиц после 01.03.2015 не может быть возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Чучунова


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 39.2 ЗК РФ